Главная / Коррекционная работа / Психолог / Мануйлова Тамара Сергеевна / Игровое взаимодействие с детьми с РАС

Игровое взаимодействие с детьми с РАС

Практически у каждого ребенка с РАС есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами. Подобные игры называются стереотипными. Но несмотря на это, в стереотипных играх есть и положительные моменты:
• играя «по-своему», ребенок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
• при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из аффективных вспышек.

Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным «мостиком» для построения взаимодействия с малышом.
Завоевав доверие ребенка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры.

Особенности сенсорных игр:

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения.
– зрительные (например, «Игры с красками, Цветная вода, Смешиваем краски, Переливание воды, Мытье посуды, Купание кукол» – ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание).
– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных – инструментов, учится их различать); Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.
– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком. Например: «Игры с крупами, Прячем ручки» – приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. Пересыпайте крупу совочком).
– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
– вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы. Например, «Змейка» – возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой).

Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку.