Возможны различные варианты работы логопеда в этом направлении. Я предлагаю один их них. Материал рассчитан на учащихся 1 класса школы 8 вида.
1 этап — индивидуальная консультация родителей (предлагаются результаты обследования речи и пути коррекции)
2 этап — самостоятельная работа родителей в каникулярное время, в выходные дни.
- Развитие ручной моторики (упражнения направлены на развитие точности, координации, ловкости пальцев рук).
— конструирование из кубиков;
— складывание из палочек геометрических фигур;
— обведение контуров ;
— раскрашивание контурных изображений цветными карандашами;
— наматывание ниток на клубок;
— шнуровка, растёгивание пуговиц;
— работа с пластилином, тестом, глиной (шарики, жгутики, творчество родителей и детей);
— пальчиковые игры (образцы прилагаются). - Развитие просодической стороны речи (ритма, дыхания).
— отхлопывание простых ритмов, одинаковое количество ударов-.. .. .. .. ..,
— разное количество ударов- .. … .. … .. …,
— слабые и сильные удары — ...._ _ . . ,
— развитие длительного выдоха без участия речи:
упражнение погреть ручки -вдох-нос, выдох-руки;
«покатать» карандаш, ручку, конфету по столу (дуем на предметы);
надувание шариков. - Развитие артикуляционной моторики.
— гимнастика для губ и щёк (надуваем щёки одновременно, попеременно);
— вытягивание губ трубочкой;
— оскал-хоботок-улыбка;
— вибрация губ(фырканье лошади)
— гимнастика для языка:
— широкий язык сильно высунуть-убрать вглубь;
• «маятник»,
• «лошадка»,
• круговое облизывание губ,
• «качели». - Развитие слухового восприятия и внимания.
— игра «Запомни слова»(родители называют 3-5 любых предмета обихода,окружающей природы-ребёнок запоминает и повторяет ). - Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.
В этом разделе предлагаются конкретные лексические темы с набором речевого материала на каждый месяц.
Например, сентябрь. Тема: «Осенняя ярмарка.Сад-огород»
Задание 1. Рассмотреть с детьми натуральные фрукты,овощи, ягоды;
Повторить обобщающие слова;
Обратить внимание на цвет, форму, запах, вкус;
Рассказать где и как растут фрукты, овощи, ягоды; какие блюда можно приготовить из них.
Задание 2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
яблоко, груша, лимон, картошка.
морковь, слива, капуста, горох.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери слово»
яблоко (какое?)-….., клюква(какая?)-……., помидор(какой?)-…..
Задание 4. Назови какие ты знаешь фрукты на звук А
ананас, апельсин, абрикос.